Об этом празднике рассказал нам при очередной встрече Перовский межрайонный прокурор г. Москвы Иван Александрович Федин.
***
Сегодня мы отмечаем 16-ю годовщину этого памятного дня, поскольку 9 декабря 2003 года на Политической конференции высокого уровня в Мериде (Мексика) была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. День начала работы конференции был объявлен Международным днём борьбы с коррупцией.
Принятие Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции дает ясно понять, что международное сообщество полно решимости предотвращать и искоренять коррупцию.
Конвенция служит предупреждением для коррумпированных субъектов и провозглашает, борьбу как мирового сообщества, так и национальных обществ с любыми проявлениями коррупции. Конвенция вновь подтверждает значение таких основных ценностей, как честность, уважение верховенства права, подотчетность и транспарентность в деле содействия развитию и в работе по совершенствованию нашего мира на благо всех.
Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года. Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения.
Конвенция ООН против коррупции реально стала частью российского законодательства и основой для принятия соответствующих правовых актов антикоррупционной направленности.
Иван Александрович, читателям хотелось бы узнать, по каким направлениям прокуратура вносит свой вклад в борьбу с коррупцией, и что удалось достичь в этой работе?
Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Прежде всего, упор в работе направлен на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Усилия сосредоточиваются на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, а также возмещении причиненного вреда.
Также хотелось бы донести до сведения читателей, что органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.
За истекший период 2019 года межрайонной прокуратурой выявлено 43 нарушения закона в рассматриваемой сфере, в связи с чем внесено 27 представлений об устранении нарушений законодательства. По результатам их рассмотрения 14 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Опротестовано 12 незаконных правовых актов, все протесты удовлетворены. По постановлениям прокурора 18 лиц привлечено к административной ответственности за правонарушения коррупционной направленности. Кроме того, по результатам прокурорской проверки возбуждено 2 уголовных дела о коррупционных преступлениях.
Так, полномочия прокуроров по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов прямо определены ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ». При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в соответствующий орган, организацию или должностному лицу, требование об изменении данного акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов, либо обращается в суд.
Сегодня ответственность за совершение коррупционных правонарушений несут не только физические, но и юридические лица. Поделитесь наработанной практикой в этой сфере.
Состав правонарушения (ст. 19.29 КоАП РФ) базируется на закрепленном в статье 64.1 Трудового кодекса РФ, а главное, в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» требовании, согласно которому бывшие государственные и муниципальные служащие определенных категорий в течение двух лет после увольнения обязаны при заключении новых трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Досуг с проститутками индивидуалки Омск Сохрани, чтобы не потерять
В свою очередь, работодатель при заключении договора с такими гражданами обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора прежнему работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Неисполнение указанной обязанности и влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.29 КоАП РФ, возбуждение дела по которой относится к исключительной компетенции прокурора.
Так, нами в ходе проведения проверки установлено, что работница уволенная с должности специалиста 1 разряда налогообложения имущества физических лиц Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, вступила в трудовые отношения с АО «Интерком», а именно принята на должность бухгалтера-ассистента.
Вместе с тем выявлено, что новый работодатель о заключении трудового договора Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве не уведомлял.
В связи с указанными нарушениями в отношении АО «Интерком» и должностного лица возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых мировым судьей юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 и 20 000 рублей.
Всего в отношении юридических и должностных лиц возбуждено 22 дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ. Виновные привлечены к ответственности.
А как происходит борьба со взяточничеством? Привлекаются ли должностные лица к уголовной ответственности за получение взяток?
Да, такие случаи присутствуют. За истекший период 2019 года межрайонной прокуратурой направлено в суд 1 уголовное дело о преступлении, предусмотренном п. «В» ч. 7, ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп). А также в суд направлено 2 уголовных дела о преступлении, предусмотренном ч. 3, ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки).
Кроме того, по инициативе прокурора возбуждено 1 уголовное дело по п. «В» ч. 7, ст. 204 УК РФ в отношении инспектора общественной организации МООПЗПП «Контроль торговли и услуг». Так инспектор осуществил проверочные мероприятия после чего получил от представителя юридического лица незаконное денежное вознаграждение за сокрытие выявленных нарушений.
Также по инициативе прокурора возбуждено 1 уголовное дело по ч. 3, ст. 290 УК РФ получение взятки. Так инспектор ОАТИ г. Москвы, получил взятку за смягчение административной ответственности.
А удалось ли полученные ими денежные средства изъять, обратить в доход государства?
Дело в том, что в большей части случаев при фиксации преступной деятельности взяточников используются специально выделенные денежные средства для проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий по заявлению лица, у которого требуют взятку. Такие денежные средства при задержании коррупционера сразу изымаются у него и возвращаются по принадлежности. В иных случаях, когда достигает своей преступной цели и сам взяткодатель, и задержание не происходит сразу после совершения преступления, чиновник успевает распорядиться предметом взятки по своему усмотрению, проще говоря, присвоить или потратить.
В таких случаях все полученное по такой коррупционной сделке подлежит обращению в доход государства, в судебном порядке.
В настоящее время в законную силу приговоры по уголовным делам, про которые было сказано ранее, не вступили в законную силу, однако межрайонной прокуратурой готовятся исковые заявления в суд о взыскании с виновных сумм, полученных в качестве взяток, и об обращении денежных средств в доход Российской Федерации.
Как известно, прокурор проверяет соблюдение государственными служащими запретов и ограничений, в том числе достоверность представленных сведений о доходах, расходах и имуществе чиновников и членов их семей. Часто ли должностные лица нарушают установленные законом требования?
Да, к сожалению подобные нарушений до сих пор распространены.
Так проведенной проверкой в отношении сотрудников поднадзорных отделов внутренних дел вскрыты многочисленные факты неисполнения сотрудниками установленной обязанности в части представления надлежащих и достоверных сведений об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях.
В ходе проверки выявлено 50 сотрудников, которые не в полной мере отразили сведения об имеющихся у них банковских счетах. Так более 260 счетов в банках и кредитных организациях, были сокрыты от представления должностными лицами, в том числе занимающими должности начальствующего состава в территориальных ОМВД, тогда как именно на вышеуказанных руководителей подразделений районных отделов МВД РФ возложена обязанность осуществлять мероприятия по профилактике коррупции среди подчиненных сотрудников.
В заключение хочу сказать, что непримиримая борьба с коррупционными проявлениями, несомненно, является той задачей, успешного выполнения которой прежде всего ждет от нашей системы и глава государства, и население России. Поэтому усилия в данном направлении будут прокуратурой продолжены, ведь права на ошибку мы здесь не имеем.