Перово

Официальный сайт
органов местного самоуправления
муниципального округа ПЕРОВО в городе Москве

Москва, 27 июля 2021, Вторник 15:24

О полномочиях и компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации

ПЕРОВСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР Г. МОСКВЫ

ЦАБРИЯ ДАВИД ТАМАЗОВИЧ

РАЗЪЯСНЯЕТ

О полномочиях и компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации

Следственный комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами следственных органов Следственного комитета Российской Федерации являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной статьей 151 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации.

Это расследование тяжких и особо тяжких преступлений – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей Следственного комитета отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями Следственного комитета расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина.

Соответственно, по существу в следственных органах Следственного комитета будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц

следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, предложения о совершенствовании их деятельности.

Следственные органы Следственного комитета Российской Федерации не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов. Следственные органы Следственного комитета не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений.

Следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении Следственного комитета, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами Следственного комитета и полежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления.

К компетенции следственных органов Следственного комитета не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, оказания медицинской помощи, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами.

В целях оперативного разрешения по существу обращений по перечисленным вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов Следственного комитета, гражданам рекомендуется обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц.

В следственных органах Следственного комитета разработан единообразный подход при осуществлении процессуального контроля, направленный на оперативное и полное рассмотрение заявлений о преступлениях, жалоб, обращений (в том числе на действия и бездействие сотрудников Следственного комитета) с незамедлительным принятием мер реагирования при выявлении нарушений законов.

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.